Искусство Древнего Египта
В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов и картин неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.
Египетские живописцы не знали перспективы, но всеми доступными им средствами они стремились правдиво отражать действительность. Тот, кому удастся полностью погрузиться в созерцание ярких египетских фресок, даже не обладая специальными знаниями, сможет составить себе представление о жизни Древнего Египта. Многие из фресок производят странное, волнующее впечатление на зрителя. Достаточно назвать настенную роспись в гробнице Нахта, жреца Амона, изображающие грациозных девушек с флейтами, арфами и лютнями.
Имхотеп, министр и зодчий фараона Джореса (XXVIII в. до н.э.), соорудивший ступенчатую пирамиду в Саккаре, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстро разрушающегося глиняного кирпича.
Коптское искусство
Искусство коптов-христиан возникло на границе эпохи фараонов и греко-римского периода. Оно сочетает в себе элементы обеих культур и отличается светлым, народным характером. Резные статуи изображали не только Геракла и Афродиту, но чаще простых людей - крестьян, чиновников, ремесленников, а также монахов.
С IV в. начинает развиваться коптское церковное искусство. На первых порах оно представляет собой смешение разных стилей: здесь и наследие фараонов, и черты эллинизма, и собственно коптские традиции. Рядом с христианским крестом спокойно стоит фараонский крест "Анк" (иероглиф, соответствующий слову "жизнь"), которому ранние копты поклонялись как распятию. Часто по сторонам обоих крестов стоят греческие буквы "альфа" и "омега", символизируя начало и конец всего сущего. Фрески и иконы, выполненные в древнеегипетской традиции, изображают сцены из Библии. Исида с младенцем Гором превращается в деву Марию с Иисусом, Святой Дух списан с той самой ширококрылой птицы, которая в культе мертвых эпохи фараонов воплощала душу умершего. Колоннада в христианских храмах заимствована из египетской культовой архитектуры, а в увлечении художников ярким орнаментом видна связь с искусством ислама.
К сожалению, много памятников коптского искусства утрачено. Повинны в этом не в последнюю очередь и археологи, которые, интересуясь только Древним Египтом, открывали барельефы фараонов, уничтожая при этом коптские фрески, которыми были покрыты эти барельефы. Никому не пришло в голову хотя бы прежде скопировать их или сделать фотографии. Жан Франсуа Шампольон, расшифровавший надпись на Розеттском камне, обнаружил в Фивах прекрасно сохранившуюся церковь V в. и ни словом не упомянул о ней в своих официальных отчетах.
Мусульманское искусство
Мусульманское искусство отличается чисто религиозной направленностью и понятно только тем, кто способен отвлечься от христианских религиозных представлений. Дело в том, что ислам запрещает изображать человека в живописи и скульптуре. Это относится к пророку Мухаммеду и другим распространителям ислама (святых в христианском смысле в исламе нет).
Для того чтобы компенсировать этот недостаток, мусульмане развили искусство орнамента. Фатимиды большей частью пользовались услугами опытных художников, которые смогли обогатить художественными образами новую религию, пришедшую в Египет в VII в. Каллиграфия также считалась искусством и остается таковым по сей день. Путешествуя по Египту, повсюду встречаешь помещенные в раму надписи золотыми буквами, состоящие из единственного слова: Аллах. Яркие краски, геометрические и растительные орнаменты (арабески) заменили человека в мотивах живописи.
Мусульманская архитектура воплотилась прежде всего в строительстве мечетей. Мечети - это нечто большее, чем помещения для богослужения, они - место тихой медитации верующих, школа для изучающих Коран, как, например, мечеть Аль-Азхара. Простор и величие - вот основные черты мечетей.
Архитектурный стиль мечетей за последние 1300 лет не претерпел изменений: аркады (ливан) обрамляют большой внутренний двор (сан) с фонтаном (ханафийя). С высокого, стройного минарета муэдзин созывает верующих на молитву. Богато украшен обычно михраб - молельная ниша в стене, указывающая направление на Мекку, к которой верующие обращены лицом во время молитвы. Художественно украшен также минбар - кафедра, с которой читаются пятничные проповеди. Полы мечети устланы коврами ручной работы.
Современная скульптура, живопись и архитектура
Наследие древнеегипетского, коптского и мусульманского искусства довлеет над современным египетским искусством. На протяжении последних 200 лет европейские искусствоведы задавались вопросом: каким путем пойдет искусство Египта? Должно ли оно игнорировать, развивать или видоизменять наследие фараонов? Ответов нет по сей день.
Для скульптора Махмуда Мухтара (1883-1934) искусство было формой движения к национальному пробуждению. Он стал основоположником скульптурной школы XX в. и сформулировал понятие неофараонизма, в котором слились различные стилевые направления. Он одним из первых среди современных скульпторов использовал цветной гранит, в частности при сооружении монумента "Пробуждение Египта" перед зданием Каирского университета.
Идеи Мухтара повлияли и на современных живописцев. На картинах в каирском музее современного искусства можно видеть и аристократическую роскошь, и повседневную народную жизнь, и желание решить социальные проблемы. Однако к ним не следует подходить с европейской меркой. Современная живопись Египта, как реалистическая, так и натуралистическая, имеет гораздо меньше традиций, чем европейская школа живописи.
Наиболее легко к наследию прошлого относятся современные архитекторы, возводя в больших городах высотные дома со стеклянными фасадами рядом со зданиями в арабском или колониальном британском стиле. Четыре с половиной тысячелетия создали почву для "мирного сосуществования" и смешения египетского и иностранных стилей. Правда, сохранение существующего положения - очень непростая проблема. Какой-то критик в насмешку назвал "руинизмом" современное состояние новой египетской архитектуры.
Современная литература Египта
Русским читателям, возможно, в первую очередь запомнилось имя Нагиба Махфуза, лауреата Нобелевской премии 1988 г. Сам Махфуз подчеркивает, что эта честь оказана не только его творчеству, а литературе всей страны. Не менее глубоки и интересны произведения Тахи Хусейна и Тавфика эль-Хакима.
Некоторый подъем наметился в так называемой "женской литературе". Ее известная представительница Наваль эс-Саадави поплатилась свободой за свои произведения. Ее резкая критика патриархального общества воспринималась у нее на родине, в арабо-мусульманской стране, как осквернение собственного гнезда. Алифа Рифаат смогла опубликовать свои короткие повести о простых женщинах только после смерти мужа, который запрещал ей писать. Лучшей писательницей молодого поколения считается Сальва Бакра. Она старается глубже проникнуть во внутренний мир своих героев.
Многие произведения египетских авторов, в том числе и Нагиба Махфуза, в Египте запрещены. Странно, но именно после покушения исламских террористов на Махфуза в октябре 1994 г. сразу несколько журналов - с одобрения цензуры - опубликовали ряд его произведений.
Литература, как и изобразительное искусство, пытается уйти от западного влияния. Для защиты от цензуры египетские писатели насыщают свои произведения символикой, что порой затрудняет чтение их книг.