Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Атлас мира Северная Африка Египет
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Марокко, Тунис
Подразделы: Каир, Хургада, Эль Гуна, Александрия, Шарм эль Шейх, Асуан, Луксор, Сафага

Египет

Культура

Искусство Древнего Египта

В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов и картин неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Египетские живописцы не знали перспективы, но всеми доступными им средствами они стремились правдиво отражать действительность. Тот, кому удастся полностью погрузиться в созерцание ярких египетских фресок, даже не обладая специальными знаниями, сможет составить себе представление о жизни Древнего Египта. Многие из фресок производят странное, волнующее впечатление на зрителя. Достаточно назвать настенную роспись в гробнице Нахта, жреца Амона, изображающие грациозных девушек с флейтами, арфами и лютнями.

Имхотеп, министр и зодчий фараона Джореса (XXVIII в. до н.э.), соорудивший ступенчатую пирамиду в Саккаре, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстро разрушающегося глиняного кирпича.

Коптское искусство

Искусство коптов-христиан возникло на границе эпохи фараонов и греко-римского периода. Оно сочетает в себе элементы обеих культур и отличается светлым, народным характером. Резные статуи изображали не только Геракла и Афродиту, но чаще простых людей - крестьян, чиновников, ремесленников, а также монахов.

С IV в. начинает развиваться коптское церковное искусство. На первых порах оно представляет собой смешение разных стилей: здесь и наследие фараонов, и черты эллинизма, и собственно коптские традиции. Рядом с христианским крестом спокойно стоит фараонский крест "Анк" (иероглиф, соответствующий слову "жизнь"), которому ранние копты поклонялись как распятию. Часто по сторонам обоих крестов стоят греческие буквы "альфа" и "омега", символизируя начало и конец всего сущего. Фрески и иконы, выполненные в древнеегипетской традиции, изображают сцены из Библии. Исида с младенцем Гором превращается в деву Марию с Иисусом, Святой Дух списан с той самой ширококрылой птицы, которая в культе мертвых эпохи фараонов воплощала душу умершего. Колоннада в христианских храмах заимствована из египетской культовой архитектуры, а в увлечении художников ярким орнаментом видна связь с искусством ислама.

К сожалению, много памятников коптского искусства утрачено. Повинны в этом не в последнюю очередь и археологи, которые, интересуясь только Древним Египтом, открывали барельефы фараонов, уничтожая при этом коптские фрески, которыми были покрыты эти барельефы. Никому не пришло в голову хотя бы прежде скопировать их или сделать фотографии. Жан Франсуа Шампольон, расшифровавший надпись на Розеттском камне, обнаружил в Фивах прекрасно сохранившуюся церковь V в. и ни словом не упомянул о ней в своих официальных отчетах.

Мусульманское искусство

Мусульманское искусство отличается чисто религиозной направленностью и понятно только тем, кто способен отвлечься от христианских религиозных представлений. Дело в том, что ислам запрещает изображать человека в живописи и скульптуре. Это относится к пророку Мухаммеду и другим распространителям ислама (святых в христианском смысле в исламе нет).

Для того чтобы компенсировать этот недостаток, мусульмане развили искусство орнамента. Фатимиды большей частью пользовались услугами опытных художников, которые смогли обогатить художественными образами новую религию, пришедшую в Египет в VII в. Каллиграфия также считалась искусством и остается таковым по сей день. Путешествуя по Египту, повсюду встречаешь помещенные в раму надписи золотыми буквами, состоящие из единственного слова: Аллах. Яркие краски, геометрические и растительные орнаменты (арабески) заменили человека в мотивах живописи.

Мусульманская архитектура воплотилась прежде всего в строительстве мечетей. Мечети - это нечто большее, чем помещения для богослужения, они - место тихой медитации верующих, школа для изучающих Коран, как, например, мечеть Аль-Азхара. Простор и величие - вот основные черты мечетей.

Архитектурный стиль мечетей за последние 1300 лет не претерпел изменений: аркады (ливан) обрамляют большой внутренний двор (сан) с фонтаном (ханафийя). С высокого, стройного минарета муэдзин созывает верующих на молитву. Богато украшен обычно михраб - молельная ниша в стене, указывающая направление на Мекку, к которой верующие обращены лицом во время молитвы. Художественно украшен также минбар - кафедра, с которой читаются пятничные проповеди. Полы мечети устланы коврами ручной работы.

Современная скульптура, живопись и архитектура

Наследие древнеегипетского, коптского и мусульманского искусства довлеет над современным египетским искусством. На протяжении последних 200 лет европейские искусствоведы задавались вопросом: каким путем пойдет искусство Египта? Должно ли оно игнорировать, развивать или видоизменять наследие фараонов? Ответов нет по сей день.

Для скульптора Махмуда Мухтара (1883-1934) искусство было формой движения к национальному пробуждению. Он стал основоположником скульптурной школы XX в. и сформулировал понятие неофараонизма, в котором слились различные стилевые направления. Он одним из первых среди современных скульпторов использовал цветной гранит, в частности при сооружении монумента "Пробуждение Египта" перед зданием Каирского университета.

Идеи Мухтара повлияли и на современных живописцев. На картинах в каирском музее современного искусства можно видеть и аристократическую роскошь, и повседневную народную жизнь, и желание решить социальные проблемы. Однако к ним не следует подходить с европейской меркой. Современная живопись Египта, как реалистическая, так и натуралистическая, имеет гораздо меньше традиций, чем европейская школа живописи.

Наиболее легко к наследию прошлого относятся современные архитекторы, возводя в больших городах высотные дома со стеклянными фасадами рядом со зданиями в арабском или колониальном британском стиле. Четыре с половиной тысячелетия создали почву для "мирного сосуществования" и смешения египетского и иностранных стилей. Правда, сохранение существующего положения - очень непростая проблема. Какой-то критик в насмешку назвал "руинизмом" современное состояние новой египетской архитектуры.

Современная литература Египта

Русским читателям, возможно, в первую очередь запомнилось имя Нагиба Махфуза, лауреата Нобелевской премии 1988 г. Сам Махфуз подчеркивает, что эта честь оказана не только его творчеству, а литературе всей страны. Не менее глубоки и интересны произведения Тахи Хусейна и Тавфика эль-Хакима.

Некоторый подъем наметился в так называемой "женской литературе". Ее известная представительница Наваль эс-Саадави поплатилась свободой за свои произведения. Ее резкая критика патриархального общества воспринималась у нее на родине, в арабо-мусульманской стране, как осквернение собственного гнезда. Алифа Рифаат смогла опубликовать свои короткие повести о простых женщинах только после смерти мужа, который запрещал ей писать. Лучшей писательницей молодого поколения считается Сальва Бакра. Она старается глубже проникнуть во внутренний мир своих героев.

Многие произведения египетских авторов, в том числе и Нагиба Махфуза, в Египте запрещены. Странно, но именно после покушения исламских террористов на Махфуза в октябре 1994 г. сразу несколько журналов - с одобрения цензуры - опубликовали ряд его произведений.

Литература, как и изобразительное искусство, пытается уйти от западного влияния. Для защиты от цензуры египетские писатели насыщают свои произведения символикой, что порой затрудняет чтение их книг.



 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

 23.06.2005
 В Египте построят музей, посвященный всей истории страны
В Египте построят Большой музей, в котором будет... далее

 03.05.2005
 В Египте празднуют приход весны
В Египте в понедельник празднуют приход весны.... далее

 21.04.2005
 Для съемок фильма о Нефертити воссоздадут древнеегипетскую столицу
Для съемок американского фильма о Нефертити будет... далее

 19.04.2005
 Дайверы гибнут из-за своих ошибок
Российские аквалангисты погибли в Египте из-за... далее

 01.04.2005
 Развалины античного города в Египте станут археологическим музеем
Как заявил накануне журналистам генеральный... далее

 29.03.2005
 У Египта появится собственная Ривьера
Как заявил в среду в городе Мерса-Матрух на севере... далее

 21.02.2005
 День рождения Рамсеса II
День рождения Рамсеса II - 22 февраля. далее

 все новости страны
MEGATIS Атлас мира Северная Африка Египет

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)