Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Атлас мира Северная Африка Египет
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Марокко, Тунис
Подразделы: Каир, Хургада, Эль Гуна, Александрия, Шарм эль Шейх, Асуан, Луксор, Сафага

Египет

Население и обычаи

Население

Население Египта сегодня превышает 60 млн. человек и ежегодно возрастает на 1,3 млн. В Каире сейчас живут 15 млн. человек, что соизмеримо с численностью населения всей страны в 50-х гг. Демографический взрыв едва удается сдерживать. Агитация за двухдетную семью не приносит особого успеха, так как дети по-прежнему остаются главной опорой пожилых людей.

Арабизированные потомки древних египтян составляют 99% населения. К этническим меньшинствам относятся вытесненные со своих мест строительством Асуанской плотины нубийцы, а также бедуины и кочевые племена. 80% населения - это крестьяне (феллахи). Около 54% египтян, преимущественно женщины, не умеют ни читать, ни писать. Не уменьшается приток населения из сельской местности в большие города Каир и Александрию в поисках лучшей жизни и работы, но нередко людей ждет здесь еще более жалкое существование.

Для того чтобы накормить растущее население, собственных ресурсов давно не хватает; основные продукты питания, а также овощи и фрукты страна вынуждена импортировать за валюту.

Религии современного Египта

По официальным данным, 90% египтян - мусульмане и менее 10% - копты, исповедующие христианство. Картина явно приукрашенна в пользу коптов. В политической жизни страны копты представлены слабо. Мусульмане и копты живут очень разобщенно и видят друг в друге "неверных". Фундаменталистские террористы пытались развязать религиозную войну между приверженцами обеих конфессий в Верхнем Египте - к счастью, без успеха.

Некогда сильные и влиятельные еврейские общины из-за волны эмиграции во время войны с Израилем настолько сократились, что общие молебны в сохранившихся синагогах стали редкостью или прекратились совсем.

Ислам

Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу ль-Касимом Мухаммедом Ибн Абд Аллахом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).

Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через Архангела Джебраила (Гавриила). Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии. Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения.

В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, т.е. не может быть ни порожденным, ни порождающим.

Слово "ислам" часто переводят, как "все от бога" или "все в воле божьей". Но этим суть учения не исчерпывается. Вера опирается на "пять столпов": исповедание веры посредством произнесения формулы "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его"; молитву (намаз) - пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. (Кстати, король Саудовской Аравии как хранитель Мекки постоянно затрудняет исполнение мусульманами этой заповеди, вводя все новые ограничения на посещение священного города.)

Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем - в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.

Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски "чтение, декламация") в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка. Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX - X вв. и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, "священное предание" мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама - сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам.

Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права - шариат, - который, однако, действует в смягченной форме. Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки уравновесить шариат и современное законодательство.

Завоеватель Амр ибн эль-Ас провозгласил исламизацию Египта в 20 г. мусульманского летосчисления (642 г. н.э.). Однако население еще долгое время придерживалось христианской веры. Принудительное обращение в мусульманство началось лишь несколькими столетиями позже, в период господства мамлюков и фатимидов. Немало христиан и других немусульман "добровольно" приняли ислам лишь для того, чтобы избежать уплаты налагавшихся на них денежных штрафов.

Коптские хритиане

Арабское слово "купт", европеизированное "копт", происходит от греческого "эгиптос". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая. После того как Халкидонский вселенский собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от традиционной христианской церкви.

Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда II, резиденция которого находится в Александрии. В религиозном фанатизме копты не уступают своим мусульманским согражданам. Об усилившемся обращении к христианской вере - возможно, в ответ на мусульманское возрождение - свидетельствует растущее число людей, посещающих церковь. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.

Мусульманская вера определяет ритм жизни египтян. Это вы можете понять по чисто внешним признакам: например, пять раз в день муэдзин через громкоговоритель созывает верующих на молитву. А в месяц рамадан ночь становится днем. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. В это время общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10 до 14 часов или, как шутят сами египтяне, подразумевая эффективность такой работы, - с десяти до без четверти десять.

Исламизация почти полностью искоренила обычаи эпохи фараонов, за исключением, может быть, танца живота. Правда, радикальные мусульмане объявили ему настолько непримиримую войну, подкрепляемую угрозой применения силы, что все больше танцовщиц предпочитает остаться без работы. Между прочим, многие из этих жриц искусства - воспитанницы европейских школ танца.

Путешественник, конечно, обратит внимание на особенности национального костюма египтян, прежде всего проявляющиеся в сельской местности, но не чуждые и городу. Египтяне носят рубахи свободного покроя, причем простые люди предпочитают белый цвет, женщины одеваются в черное, оживляя наряд ярко окрашенными элементами, иногда с украшениями и кружевами. Обращаясь к мусульманским ценностям, все больше женщин - часто по настоянию мужа или семьи - снова начинают носить хигаб, разновидность паранджи, не скрывающую лицо, а только покрывающую волосы. Костюм часто довершают длинные развевающиеся галабажи. Часто женщины возвращаются к старинной одежде и из практических соображений - из-за ухудшающегося материального положения многие из них не могут позволить себе сделать прическу или купить новое платье.

Вера в загробную жизнь и культ мертвых - религия Древнего Египта

Для древних египтян жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой слепок с реального. И в нем "Ка", жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь "там" богатыми посмертными дарами. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся с ветром" и месть их будет страшной. К посмертным дарам принадлежала так называемая "Книга мертвых" - сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний "Книги мертвых" гласит: "Плыви, о мертвый, в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о мертвый в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его света".

Древние египтяне не верили, что после смерти человек перейдет в более высокую или низкую касту: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный - царем.

В отличие от людей, боги могли перевоплощаться по своему желанию. Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатор - в виде коровы или женщины с рогами коровы. Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись очевидные противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.

Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному западу". Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.

Мумификация

Примерно с 3400 г. до н.э. с помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. Расходы на мумификацию определялись знатностью и богатством умершего.

Бальзамирование по дорогостоящему "первому классу" продолжалось 70 дней. Так мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им наносили ущерб расхитители гробниц, а также некоторые археологи, например Говард Картер, который после вскрытия гробницы Тутанхамона в поисках сокровищ разбил мумию фараона.

Сначала бальзамировщики рассекали тело и удаляли из него внутренности, чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали через нос. Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в урнах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только сердце оставляли в теле. С помощью накладываемых на тело кусков соды из него удаляли жиры и воду. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем после растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась.

Под конец умащенное благовониями тело обертывали полотняными бинтами, пропитывая их маслами и смолами. Поэтому мумии имеют такую темную окраску. Между повязками закладывали амулеты для защиты покойника. На амулетах были записаны магические формулы типа: "Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона".

Праздники и торжества

Как пишет Геродот, "праздники у египтян бывают не раз в год, а довольно часто". И действительно, египтяне сохранили любовь к праздникам, правда сегодня чаще всего к мусульманским.

Официальными, установленными законодательством праздниками являются по григорианскому календарю:

1 января (Новый год), 22 февраля, 25 апреля (освобождение Синайского полуострова в Октябрьской войне 1973 г.), 1 мая (День труда), 18 июня (годовщина вывода из Египта британских оккупационных войск), 23 июля (годовщина революции 1952 г.), 23 сентября (День победы над Израилем в 1956 г.), 6 октября (годовщина перехода Суэцкого канала), 24 октября (вход египетской армии в Суэц в 1973 г.), 23 декабря (вход египетской армии в Порт-Саид в 1956 г.).

В дни национальных праздников мусульмане и немусульмане собираются вместе. Три календаря (григорианский, мусульманский и коптский) и множество традиций делают Египет страной сплошных торжеств. А на отдыхе египтяне не знают ни религиозных ограничений, ни тишины.

Мусульманские праздники

  • Рамадан - месяц поста и праздника. К пяти столпам ислама относится пост в течение месяца рамадана, который должен соблюдать каждый верующий (за исключением больных, стариков и женщин в определенные периоды). Немусульманам рамадан может показаться самоистязанием: с восхода до заката солнца нельзя ни есть, ни пить, разумеется, нельзя курить или предаваться телесным, например сексуальным, радостям.

    В это время дневная жизнь в Египте затихает, чтобы ночью, как только прогремит пушечный выстрел, оповещающий о прерывании поста (в Каире такая пушка, прозванная в народе "Хага Фатма", установлена в цитадели), превратиться во всенародный праздник, порой выливающийся в безудержное веселье. На площадях дети качаются на качелях или крутятся на маленьких, вручную приводимых в движение, каруселях, поднимая невыразимый шум самодельными хлопушками. Апогей поста - 26-я ночь, Лайлет эль-Кадр, ночь, когда Мухаммеду через Архангела Джебраила было ниспослано первое откровение.

    В период празднования рамадана туристы, не привыкшие к замедленному течению дневной жизни, должны проявлять особое терпение.

    Как и все мусульманские праздники, 30-дневный рамадан отмечается в сроки, определяемые более коротким лунным годом, начало которого всякий раз смещается вперед на 11-12 дней. Поскольку зарождение серпа молодого месяца (новолуние) в арабской стране служит началом этого и других мусульманских праздников, возможны колебания сроков в пределах трех дней. (В 1996 г. рамадан начинался 20 января.)

  • Ид эль-Фитр. Этот трехдневный праздник, называемый также "малый байрам", завершает месяц поста рамадан (в 1996 г. - 20 февраля).

  • Ид эль-Адха. Через 70 дней после "малого байрама", в конце месяца паломничества в Мекку, отмечается этот трехдневный праздник жертвоприношения ("большой байрам") в память о том, как Ибрахим готовился принести в жертву своего сына Исмаила (в 1996 г. - 26 апреля).

  • Мавалид - запрещенные праздники святых. С осознанием мусульманских ценностей возрождается традиция праздников мавалид (по-арабски "день рождения, годовщина"; в единственном числе мулид). Согласно чистому учению ислама, запрещающему поклонение святым, этих праздников (а их только в Каире больше 80) не должно быть. Об этом усердно твердят и шейхи каирской мечети Аль-Азхара. Но прямо напротив, перед мечетью Хусейна, благочестивые мусульмане, танцующие суфии и раскачивающиеся в трансе мистики, отмечают день рождения пророка Мухаммеда (в 1996 г. - 29 июля), а также многодневный праздник в память мученика Хусейна (в 1996 г. - с 18 августа).

    С особой торжественностью в городе Танта, что в дельте Нила, ежегодно отмечается день скончавшегося здесь в 1239 г. мистика Саида Ахмеда эль-Бадави. Сотни тысяч людей собираются на этот праздник, чтобы почтить память этого знаменитого еще при жизни чародея. Целую неделю длится восточная ярмарка с заклинателями змей, конным балетом и танцующими дервишами.

    К шествию фараонов восходит мулид вокруг мечети Абу эль-Хаггаг в храме Луксора (в 1996 г. - 18 января).

    Коптские праздники

  • Жам эн-Нессим - праздник весны. Этот праздник (его название переводится с арабского как "аромат западного ветра") уходит корнями в Древний Египет, где его отмечали фараоны. Назывался он Опет. Праздник весны, сопровождаемый массовыми выездами за город и пикниками, приходится у коптов на пасхальный Понедельник (совпадает с православной Пасхой).

  • Коптское Рождество. Этот праздник копты всегда отмечают 7 января.

    Светские мероприятия

  • Международная книжная ярмарка. Каждый февраль на территории "Каирской международной ярмарки" ("Cairo International Fair") проводится книжная ярмарка. Она длится неделю. Здесь в основном представлены издательства Ближнего Востока.

  • Международный кинофестиваль. Звезды американской "мыльной оперы" открывают в декабре каждого года весьма помпезный Каирский кинофестиваль. Многие из 200 фильмов, представленных 50 странами (главным образом арабскими и азиатскими), идут с английскими субтитрами.

  • Ярмарки верблюдов и верблюжьи бега. Верблюдов, проделавших 1000-мильный марш "дарб эль арбаХаин" ("сорок дней пути") из Судана в Египет, гонят на базар в Дарау, что в получасе езды на автомобиле к северу от Асуана или в Имхабу, пригород Каира. Там каждый день с семи утра продавцы верблюдов торгуются с крестьянами и мясниками.
    Популярные в странах Персидского залива верблюжьи бега постепенно завоевывают и Египет. С 1994 г. каждый апрель бедуины устраивают бега дромедаров на севере Синайского полуострова, близ Эль-Ариша. Зрители допускаются, пари (официально) запрещены.

    Кухня

    Бедственное экономическое положение сделало вегетарианцами большинство современных египтян. Завтрак, обед и ужин состоят для многих из лепешек или оладий (aisch balladi), бобов (foul) и овощных фрикаделек (tamija). Правда, все это вкусно и за несколько пиастров продается на каждом углу. Типична для уличных бистро также шаверма - обжариваемые на вертеле тонкие ломтики мяса. К сожалению, многие туристы не решаются заходить в маленькие, дешевые уличные ресторанчики, в которых часто готовят всего одно блюдо, например макароны с луком, чечевицей и острыми приправами (kuschari). Популярны блюда с потрошками или мозгами.

    Растительное масло, жиры, мед и сахар расходуются в изобилии. Тем, кто избегает лишних калорий, рекомендуется заказывать среднесладкий кофе (achwa masbut), почти несладкий (schai sukar chafief) или вообще без сахара чай (menrir sukar). Очень вкусны многочисленные, часто приправленные кунжутом закуски: вяленая говядина в толстом слое пряностей (pasterma), пюре из баклажанов с кунжутом и чесноком (babaghanoug), баклажаны, фаршированные чесноком (betingan), пикантный твердый сыр (gibna rumi), кунжутный крем с растительным маслом (tehina), в который обмакивают лепешку. Стоит попробовать также острый салат из томатов с сыром (gibna bi tamatem) и подкрашенные пищевыми красителями консервированные кисло-соленые овощи (лук, шарлот, морковь или оливки с лимоном), называемые турши или махалил.
    Если гурманы по-разному оценивают вкус молухейджи, киселеобразного супа из шпината, то чечевичная похлебка, обильно сдобренная лимоном (schurba ads), нравится всем без исключения.

    Основные мясные блюда не отличаются разнообразием. Котлеты из рубленой говядины или баранины, в большинстве случаев обжаренные (kofta) или приготовленные на вертеле (kebab), - это наследие продолжительной турецкой оккупации Египта. Деликатесами считаются перепела и фаршированные голуби (hamam mahschi). Много фантазии требует приготовление овощных блюд, например бамии (вид бобов в томатном соусе) или запеченного картофеля.
    По-восточному сладки и насыщены медом десерты: пирожные из слоеного теста с орехами, миндалем и сиропом (baklawa), запеченная с сахаром, медом и орехами вермишель (konafa) или пирожки с сырной начинкой (atajef). Не так приторно сладка малахабиджа - молочный рис с розовым маслом, орехами и фисташками. Особые сладкие блюда служат кулинарным завершением месяца поста рамадана и больших праздников.

    В сезоны туризма в продаже всегда много свежих соков - апельсинового, лимонного, манго, гуавы. Спиртные напитки предлагаются во многих ресторанах и во всех крупных отелях. Приятно на вкус легкое пиво "Стелла Локал", немного хуже темное "Стелла Экспорт". Из местных вин, большей частью столовых, особенно выделяются красные "Омар Хайям" и "Фараоны", белые "Крю де Птолемей" и "Гианаклис", а также розовое "Руби дХЭгипт".

    При покупке минеральной воды в бутылках следите, чтобы крышки не были повреждены. В ресторане официант должен открывать бутылки прямо у стола, иначе можно получить обычную водопроводную воду. А пить сырую воду, как показали недавние исследования, в Египте небезопасно из-за большого содержания кишечных палочек.



  •  Поделитесь своими впечатлениями





    ВСЕ ТУРЫ

    ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

    ВСЕ БИЛЕТЫ

     23.06.2005
     В Египте построят музей, посвященный всей истории страны
    В Египте построят Большой музей, в котором будет... далее

     03.05.2005
     В Египте празднуют приход весны
    В Египте в понедельник празднуют приход весны.... далее

     21.04.2005
     Для съемок фильма о Нефертити воссоздадут древнеегипетскую столицу
    Для съемок американского фильма о Нефертити будет... далее

     19.04.2005
     Дайверы гибнут из-за своих ошибок
    Российские аквалангисты погибли в Египте из-за... далее

     01.04.2005
     Развалины античного города в Египте станут археологическим музеем
    Как заявил накануне журналистам генеральный... далее

     29.03.2005
     У Египта появится собственная Ривьера
    Как заявил в среду в городе Мерса-Матрух на севере... далее

     21.02.2005
     День рождения Рамсеса II
    День рождения Рамсеса II - 22 февраля. далее

     все новости страны
    MEGATIS Атлас мира Северная Африка Египет

     Туристический портал МегаТИС
     Права защищены © 2004-2005


    МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)